четверг, 7 февраля 2013 г.

крещение руси и начало христианизации страны.

I. О праздновании в 1866 году Тысячелетнего юбилея христианства на Руси. «Это должно быть делом всей православной Руси»1, – так написал в 1866 году председатель Учебного комитета при Святейшем Синоде Митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин, 1795-1876) по поводу необходимости сооружения в Киеве памятника первому православному государю-мученику – Великому князю (кагану) Киевскому Оскольду (во святом крещении Николаю) по случаю празднования тогда в Российской империи Тысячелетия христианства на Руси. Митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) Увы, это завещание митрополита Арсения так и не было исполнено, а позже и вовсе забыто, так что чуть более чем через сто лет, когда в 1988 году праздновалось Тысячелетие Владимирова Крещения Руси, о тех событиях, приуготовивших окончательное утверждение христианства при св. князе Владимире Великом, никто даже не вспоминал. Однако еще чуть более 100 лет назад о тех первоначальных событиях помнили, и даже отмечали в 1866 г. юбилей Тысячелетия христианства на Руси ( Установление даты празднования Тысячелетнего юбилея христианства на Руси в 1866 г. было связано с тем, что в то время ученые ошибочно полагали, что поход князя Оскольда на Константинополь состоялся в 866 г., а не 860 г., как это было доказано позже. См.: Васильев А.А. История Византийской империи. Время до крестовых походов (до 1081 г.). – СПб., 2000 г.). Вот что об этом повествовала газета «Современная летопись» в 1866 году: «В наступившем 1866 году исполнится тысяча лет съ тех пор, как Аскольд и Дир приняли христианскую веру в Царьграде. Для России наступает тысячелетний юбилей от начала ее Крещения или принятия ею христианства. Если Россия праздновала тысячелетие политическаго своего существования, то тем непременнее должна отпраздновать тысячелетие своего просвещения св. верою. Это ее священный долг. Безъ христианства не продлилась бы и политическая ее жизнь; царство Русское исчезло бы также, как исчезли царства Половецкое, Хазарское, Болгарское и многие другия, погибшие от внешних ударов и от внутренних усобиц. Одна Христова вера вноситъ в народъ элемент зиждительный, безсмертный, неодолимый никакими катастрофами. У нас обыкновенно считают Крещение земли Русской со времён св. равноап. вел. кн. Владимира. Но при Владимире христианство уже воцарилось в России, сделалось господствующею религией. Основание же ему и первое насаждение положены Аскольдом и Диром. С того времени оно не прекращалось в России, продолжая постоянно возрастать и приходить в силу. Без крещения Аскольда и Дира не крестилась бы св. равноап. кн. Ольга; безъ крещения Ольги не последовало бы крещение Владимира. Это верно; и Русские сделались бы, вероятно, магометанами. Начинать христианство в России со дней Владимира то же, что начинать его в Римской империи со дней императора Константина. Но при Константине, так же как и при Владимире, произошло уже торжество новой веры, а появление ее ещё большую имеетъ важность. Владимир решился на перемену веры в государстве, потому что повсюду видел вокруг себя христиан; Киевъ былъ наполнен христианами, явными и тайными; религия христианская столько приобрела силы над умами и столько успела ослабить языческую, что вопрос об утверждении Православной веры сделался потребностью времени. Торжество празднования Тысячелетия христианства в России требует, чтобы положившим начало этого великого и счастливого события былъ воздвигнут памятник и воздана благодарность богослужением о упокоении их душ. Хотя жизнь и деяния их малоизвестны, но об них дали свидетельства ближайшие их преемники по вере, которые воздвигли над могилами их христианские храмы св. Николая и св. Илии Пророка. Это доказывает, что память их чтили, что новопросвещенные князья остались верны принятой ими религии до самой своей смерти. В течении семнадцатилетнего княжения их, христианство так прочно укоренилось в Киеве, и число христиан такъ умножилось, что языческие князья Олегъ и Игорь не смели касаться их, и в числе самых почетных лиц своих, каковы послы, имели христиан, которые открыто исповедовали свою веру. Греческие летописцы говорятъ, что Русская Церковь, со времени крещения Аскольда и Дира, составляла особую епископию Греческой Церкви»2. В статье звучал призыв к всенародному празднованию тысячелетнего юбилея – как «священному долгу» Руси. В то же время в «Киевских епархиальных ведомостях» ректор Киевского университета Св. Владимира проф. М. Максимович отмечал: «Новый год особенно замечателен: он завершает собою тысячелетие русского христианства. В 866 г. (то есть, в 860 г. – Авт.) киевские князья Оскольд и Дир ходили на Царьград за добычею, и воротились в Киев с бесценным сокровищем веры Христовой. С этого похода на Царьград и начинается историческая известность Руси: нача ся прозывати Руська земля" – говорит Преподобный Нестор Ныне пришла пора ознаменовать тысячелетие русского христианства – в Киеве, где началось наше Православие и откуда оно распространилось во все концы древней Руси»4. На страницах «Киевских епархиальных ведомостей» была опубликована и обширная работа Протоиерея Николая Оглоблина (1814 – 1877) под названием «Тысячелетие евангельской проповеди в Русской земле», посвященная исследованию вопроса принятия христианства князем Оскольдом Киевским5. Также и газета «Киевлянин» извещала, что «в настоящем году Россия празднует тысячелетие со времени крещения перваго русского князя-христианина, Оскольда-Николая». Далее в статье сообщалось, что по инициативе М. А. Максимовича знатока отечественной старины, первого ректора Киевского университета св. Владимира и ближайшего родственника святителей Иоанна Тобольского и Иоанна Шанхайского настоятель Никольского Пустынского монастыря, ректор Киевской духовной семинарии архимандрит Феоктист 14 марта 1866 г. «вошел к высокопреосвященному Арсению, митрополиту Киевскому и Галицкому, с докладом, чтобы в память Тысячелетия христианства в России был установлен крестный ход на Оскольдову могилу 2 июля в день положения Честныя Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне. Кроме того, говорит настоятель, в память и благодарность по Оскольде и Дире, положившим начало великого и счастливого события, нужно было бы соорудить памятник». Далее в докладе архимандрита Феоктиста говорится, что «Никольский монастырь, как обладатель урочища Оскольдовой могилы, этой важной для России древности, желал бы на изготовленной им, по своим силам, бронзовой доске изобразить статью, представленную на благоусмотрение Его Высокопреосвященства, в день храмового монастырского праздника 9 мая после божественной литургии и молебствия св. Николаю поставить эту доску в каменной стене со стороны Никольского спуска, около ворот на Оскольдовой могиле, а перед литургией совершить панихиду о упокоении души Оскольда, во святом крещении Николая». Как сообщает газета «Киевлянин», на этом докладе настоятеля Никольского монастыря последовала резолюция митрополита киевского Арсения: «По моему мнению, приличнее сделать это (совершить панихиду о упокоении душ Оскольда и Дира) 9 мая, как в день, посвященный ангелу старшего из них. Постройка памятника нам не по силам. Это должно быть делом всей православной Руси. Но крестный ход и бронзовую доску с исторической надписью можем сделать и мы, и крестному ходу действительно приличнее всего быть 2 июля, о чем и заготовить немедля представление в Святейший Синод». Далее газета сообщает, что в храмовый праздник 9/22 мая 1866 г. Преосвященным Епископом Порфирием (Успенским) «при многочисленном стечении народа перед обеднею на погосте Оскольдо-Николаевской церкви была отслужена панихида о упокоении перваго русскаго христианского князя Оскольда, нареченнаго в крещении Николаем» И далее: «По окончании литургии, при пении тропаря св. Николаю: православной веры и образ кротости " вынесена была к воротам ограды Оскольдо-Николаевского урочища бронзовая доска, и здесь, перед воротами, после пения тропаря св. Николаю была пропета песнь Со духи праведных скончавшеся" и затем при возглашении Вечная память" первому русскому христианскому князю Оскольду, нареченному во святом крещении Николаем; затем прибита была всеми священнослужителями доска, на которой изображена историческая статья об Оскольде и Дире и о Никольском монастыре»6. Оскольдова могила, Киев, XIX в. Сама памятная бронзовая доска, изготовленная на средства Пустынно-Никольского монастыря при участии ректора Киевского университета св. Владимира проф. М. Максимовича и ученого, епископа Порфирия (Успенского), содержала следующую надпись: «Оскольдова могила и Тысячелетие первого крещения Россов в Киеве. Россы Оскольд и Дир были первоначально идолопоклонниками. В 863-864 гг. по Рождестве Христовом они завладели Киевом, в котором тогда было язычество, и стали киевскими князьями. В том же 864 году они с своею дружиною отправились из Киева на многочисленных кораблях в Константинополь, дабы отомстить грекам за избиение проживавших там по торговым делам Россов. Прибыв туда, они окружили сей город и в предместьях начали истреблять все. Жители Константинополя с часу на час в ужасе ожидали вторжения Россов в город. Но первосвятитель Фотий возбуждает мнительный народ упованию на помощь Богоматери и с чудесною Ризою Ее совершает крестный ход по стогнам и стенам Константинополя. Тогда Россы, непостижимо как, обратились в бегство, сняли осаду Константинополя и поражены чудодейственной силой Божией возвратились в Киев. А в 866 г. Оскольд, вместе с киевскими Россами, принял святое крещение от епископа, посланного к нимъ патриархом Фотием, который в том же году упомянулъ об этомъ в своем послании к восточным святителям. А в 862 г. Олег, правитель северной Руси, прибыл из Новгорода к высотам Киевским и остановил свои ладии на берегу Днепра, против сей местности; укрывши своих воинов в ладьях, но велел объявить Оскольду и Диру, что варяжские купцы, отправленные новгородским князем в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Оскольд и Дир, не подозревая обмана, вышли к нему на это место. Воины Олега окружили их и Оскольд и Дир пали под мечами и к ногамъ сего правителя. Тело Оскольда погребено на месте мученической кончины его. Вот почему это место имеет историческое название «Оскольдова могила». Блаженная княгиня Ольга построила тут церковь в честь святителя Христова Николая Мирликийского чудотворца, потому что Оскольд во святом наречии был Николаем. В 971 году эта Оскольдова церковь была разорена Святославом I, но святым великим князем Владимиром вновь в 990 г. восстановлена. Ныне существующая каменная церковь на том же месте построена в 1809 г. благотворительностью воронежского купца Самуила Никитича Мещерякова. В 1861 г. Пустынно-Николаевский-Слупский монастырь, которому издревле принадлежит сия местность и церковь, с благословением высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого и с утверждения его Императорского Высочества Николая Николаевича старшего, построил здесь каменный дом для священнослужителей и каменную ограду, при настоятеле архимандрите Феоктисте. В настоящемъ 1866 году исполнилось Тысячелетие с того года, когда князь Оскольд и многие Россы приняли христианство. В память Тысячелетия христианства в Киеве и сооружена доска сия 9 мая, в память святителя и чудотворца Николая, с благословения Киевского митрополита Арсения, при архимандрите Феоктисте, в 12 лето царствования благочестивейшего Государя Императора Самодержца Российского Александра Николаевича. Богу нашему слава во веки веков. Аминь» 7. Подобных свидетельств о юбилее Тысячелетия христианства на Руси в 1866 г. в дореволюционной периодике можно найти немало. Так об этом, в частности, сообщается в журнале «Труды Киевской духовной академии», в работе историка Киева М. М. Захарченко «Киев теперь и прежде», в «Историческом описании Киевского Пустынно-Никольского монастыря», в книге «Киев, его святыни, древности, достопамятности» и многих других 8. Кроме того, как сообщается в изданном в 1890 г. в Санкт-Петербурге «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона: «Со времени исполнившегося в 1866 г. тысячелетия крещения Аскольда, к его могиле ежегодно совершается 2 июля (ст. ст. – Авт.) крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила»9. Как видно, еще чуть более 100 лет назад в Российской империи не только хранили память о первом киеворусском православном государе Оскольде-Николае, но и чтили его мученический подвиг. Революция 1917 г., жесточайшие гонения на Церковь и насильственное искоренение религиозных чувств в народе на протяжении 80-ти лет привели к тому, что многие православные традиции были безвозвратно утрачены, среди них и почитание памяти о князе-мученике Оскольде и первом крещении на Руси. И это несмотря на то, что современная историческая наука серьезно продвинулась в вопросе изучения темы первого Оскольдова Крещения Руси, осуществлены специальные научные исследования такими известными учеными как В. И. Ламанский, А. А. Шахматов, Б. А. Рыбаков, М. Ю. Брайчевский и др.  II. Памятьо мученическом подвиге князя Оскольда Киевского. Народное предание сохранило память о князе Оскольде Киевском как о христианине, погибшем от рук язычников. Также и Иоакимова летопись сохраняет свидетельства об этом, называя князя «блаженным». Православный богослов и церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) Московский пишет по этому поводу: «Слова летописи Иоакимовой, называющей Аскольда блаженным, могут служить новым доказательством его крещения»1. Назвать язычника «блаженным» в средневековой православной церковно-летописной литературе было делом немыслимым. К подобным вопросам в Церкви всегда относились с особой серьезностью и ответственностью. Поэтому сам факт именования князя Оскольда «блаженным» дает основания говорить о существовавшем в прошлом почитании сего князя как христианского мученика2. Следует также отметить, что само слово «блаженный» (синоним – благословенный) свидетельствует об одном из состояний святости человека, достигаемом лишь теми, кто через веру во Христа соделались «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4). Таково церковно-святоотеческое понимание блаженства. В древности часто слово «блаженный» употребляли и по отношению к христианским мученикам, поскольку Сам Христос указывал: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:10-12). Отмечая неслучайность и глубокий смысл того, что князь Оскольд Киевский в Иоакимовой летописи назван «блаженным», российский историк В. Н. Татищев (1686-1750) указывал: «Его же (Оскольда, – прим.) можно за первого мученика Руси почитать, как и Улеб, брат Святослава, кои от неведения истории забыты и в святцы не внесены»3. Также Татищев пишет: «Оскольд был кресчен и видно, что Иоаким его кресчение описал, но оное утрачено, как выше, н. 29 показано, и для того блаженным именовал»4. Согласно учению Св. Церкви, мученичество является таким подвигом, который сам доставляет подвижнику венец святости. Смерть за исповедание христианской веры всегда считалась достаточным основанием для прославления мученика. Почитание святых мучеников нередко начиналось непосредственно после их убиения: благочестивые христиане с благоговением погребали святые останки страдальцев и молились на их могилах, обращаясь к ним как к святым.

К 1150-летию от начала христианизации Руси

«Это должно быть делом всей православной Руси»

Русская линия / Библиотека периодической печати / «Это должно быть делом всей православной Руси»

Комментариев нет:

Отправить комментарий